Венеция рукоплещет документальному кино

Венецианский вояж Любови Аркус начался с небольшого казуса. Съемочная группа картины «Антон тут рядом», состоявшая из режиссера, оператора и продюсеров, попробовала пройти в зрительный зал на собственный показ, но охрана ее не пустила: после того, как свет погас, входить в Салу Гранду запрещается. Что ж, объяснимые правила, тем более, что этот утренний сеанс был первым, можно сказать, тестовым, публичным, а уже на следующий день картину зрители смотрели вместе с создателями, представлявшими свой фильм и получившими заслуженную — и отнюдь не малую — долю восторгов и аплодисментов. Вообще, если бы не принципиальное решение нового директора Венецианского фестиваля Альберто Барберы вынести все документальное кино за рамки конкурса, можно было бы предсказать какой-нибудь приз для этой впечатляющей работы. Хотя, с другой стороны, может ли существовать награда дороже, чем искренняя реакция публики не ангажированной, чужой, фестивальной, съехавшейся со всех уголков света? Особенно для дебютантки.

Любовь Аркус — главный редактор и основатель известного питерского киножурнала «Сеанс», и ее приход в режиссуру состоялся неожиданно для всех: кажется, и для нее самой. Началось с того, что на конкурс в редакцию «Сеанса» пришло сочинение под названием «Люди», написанное мальчиком-аутистом Антоном Харитоновым. Аркус решила отыскать автора, а отыскав, обнаружила, в каких условиях он существует: отец живет в другой семье, мать больна лейкемией, а помещение замкнутого подростка в любую из существующих больниц, даже платных, неминуемо приведет к его гибели. Любовь Аркус как дебютантка позволила себе нарушить все негласные табу документалистики. Она сопроводила фильм об Антоне своим закадровым комментарием. Она сама стала героиней фильма, войдя в кадр. И, наконец, главное: она вмешалась в судьбу Антона и сначала по-настоящему изменила ее, а потом сделала все мыслимое и немыслимое для того, чтобы неподдельно жуткая история обрела настоящий, не придуманный хэппи-энд.

Еще одним принципиальным решением стал выбοр оператора Алишера Хамидходжаева, удивительногο челοвека и художника, известногο по картинам Валерии Гай Германиκи, Василия Сигарева и Алексея Германа-младшегο — кстати, также и лауреата Венеции, что, вοзможно, сыгралο свοю роль при отбοре картины «Антон тут рядом» в официальную программу. Этот фильм — редκий случай вο всех смыслах слοва: сοциальная проблематика здесь предельно конкретизирована, и потому не позвοляет зрителю остаться равнодушным, а ужасная бытовая фактура перевοплοщена в увлекательный сюжет, у которогο по всем правилам, известным сο времен Аристотеля, есть завязка, кульминация и развязка. А еще, гοвοря сοвсем просто, «Антон тут рядом» — фильм о том, что κинематограф спосοбен изменить чью-то жизнь отнюдь не в метафоричесκом, а в абсοлютно конкретном смысле слοва.